«Очаровательная проказница»: Любовь, искусство и вдохновение.
Эта утончённая кинолента была создана режиссёром Жаком Риветтом в 1991 г. для искушённой публики. Фильм «Очаровательная проказница» состоит из двух частей и длится около четырёх часов. Она вдохновлена произведением Бальзака «Неведомый шедевр». С первого взгляда может показаться, что кинокартина лёгкая и непринуждённая, и поначалу так и кажется.
Очаровательная проказница: история любви и искусства.
Сюжет разворачивается вокруг молодой пары — Николя и Марианны, которую играет Эммануэль Беар. Они отправляются в деревушку на юге Франции, чтобы встретиться с прославленным художником Эдуардом Френхофером, его играет Мишель Пикколи. В просторной мастерской живописца, где духота, они знакомятся с женой Эдуарда Лиз, её играет Джейн Биркин. Лиз вспоминает о картине «Очаровательная проказница», начатой Эдуардом в далёком прошлом, но так и не завершённой. Николя предлагает Эдуарду свою юную подругу в качестве модели для завершения шедевра. С этого момента беззаботное существование героев омрачается, и начинается интеллектуальная драма. Казалось бы, простое позирование для картины может разрушить отношения двух пар.

Взгляд в ад: как Эдуард Френхофер извлекает вдохновение из Марианны.
Художник и его сорокалетняя супруга Лиз уже много лет живут в согласии в старинном доме, напоминающем замок. Лиз всегда была главной музой творца, вдохновляя его на создание картин. Однако со временем страсть Френхофера угасла. Появление прекрасной Марианны вновь пробуждает в нём творческий запал. Словно одержимый, он берётся за кисти и краски, чтобы запечатлеть внутренний мир девушки и воплотить в жизнь свой идеал шедевра. Френхофер, требуя от неё принятия немыслимых поз.

В поисках себя на холсте.
Постепенно образ проказницы сходит с девушки, подобно тому как с неё сходит одежда. Перед художником обнажаются не только её формы, но и душа. Преодолевая невероятные физические испытания, девушка готова идти до конца. Но будет ли она удовлетворена тем, что живописец разглядел в ней и как изобразил её на полотне? Или же она обнаружит в себе нечто такое, что навсегда изменит её жизнь?

Четыре часа в мастерской: Риветт и искусство познания.
Риветт предлагает зрителю задуматься над этими вопросами, пока тот в течение четырёх часов наблюдает за кропотливой работой художника (в кадре пишет Бернар Дюфур). Весь видеоряд представляет собой детальное изображение набросков, сопровождаемое отстранёнными беседами с моделью. Порой становится невыносимым скрип пера по бумаге или звук угля, скользящего по холсту, растекающиеся по полотну краски и беспорядочное перемещение мебели по мастерской. Затем новый лист — и всё сначала. Искусство здесь выступает как инструмент познания, словно «гранит науки», который покорится лишь настойчивому ученику.
Тайна «Очаровательной проказницы».
Возможно, название «Очаровательная проказница» несёт в себе метафору, обозначающую игривую музу, посетившую мастера. Он становится рабом вдохновения, обречённым на творческие муки. В такие моменты жизнь живописца и его модели полностью подчинена искусству. Переживая катарсис и перерождение, главные герои открывают в себе нечто новое. В стремлении уловить мимолётное они приближаются к пониманию сущности и разгадке тайны бытия.
Может быть Вам будет интересна кинолента «Прелестное дитя» 1977 г.






