;

Головокружение 1958 г. США

Кадр из фильма «Головокружение» 1961 г.

«Головокружение»: психологический триллер от Хичкока.

Этот шедевр Альфреда Хичкока вышел на экраны в 1958 году и считается одним из самых значимых в истории кино. Картина «Головокружение» (Vertigo) не только демонстрирует мастерство Хичкока как режиссера, но и погружает зрителей в мир психологических триллеров через сложный и завораживающий сюжет.

Детектив и головокружение: погоня на крыше.

«Головокружение» начинается с погони по крышам Сан-Франциско. Джон «Скотти» Фергюсон (в исполнении Джеймса Стюарта), детектив полиции, оказывается в опасной ситуации, в результате которой получает акрофобию, страх высоты. Скотти теряет товарища, который падает с крыши, пытаясь помочь ему. Этот инцидент приводит к тому, что он уходит из полиции и начинает страдать от сильного головокружения, стоящегося фобией.

После ухода с работы, Джон встречает старого знакомого Гэвина Элстера (Том Хелмор), который предлагает ему необычное задание. Элстер просит Скотти следить за его женой Мадлен (Ким Новак), убеждая его, что её поведение стало странным и загадочным. Несмотря на сомнения, Скотти принимает предложение, что становится прологом к череде неожиданных и мистических событий.

Головокружение 1958 г. США

Следить за Мадлен

Джон начинает следить за Мадлен, чьё поведение действительно кажется необычным. Она посещает странные места, постоянно отдает дань уважения портрету Карлотты Валдес — женщины, утонувшей более ста лет назад. Кажется, что Мадлен одержима духом Карлотты. Он всё больше погружается в загадочный мир, пытаясь понять, что происходит с молодой женщиной.

В процессе следствия они сближаются. Во время одной из прогулок они направляются к мосту, где Мадлен бросается в бухту. Скотти спасает её и привозит к себе домой, чтобы она пришла в себя. Между ними начинает развиваться романтическая связь, хотя Скотти всё еще пытается разобраться в её странном поведении и несчастной судьбе Карлотты.

Фобия и вина: Роковой поворот.

Поворотным моментом сюжета становится их поездка к старой миссионерской церкви. Мадлен поднимается на колокольню, и Скотти пытается последовать за ней, но его акрофобия удерживает его от подъема. В этот момент Мадлен падает с башни и разбивается насмерть. Скотти остается безутешен и подавлен, убеждая себя, что не смог её спасти из-за своей фобии.

Ослепленный чувством вины и потери, Скотти проводит время в лечебнице, борясь с депрессией. Он постоянно видит перед собой образ Мадлен и не может смириться с её смертью. Но сюжет поворачивается неожиданным образом. После выписки из клиники он случайно встречает женщину по имени Джуди, поразительно похожую на Мадлен.

Головокружение 1958 г. США

Загадка любви: как Скотти пытается воссоздать Мадлен.

Скотти начинает преследовать Джуди, разрываясь между чувствами к ней и воспоминаниями о Мадлен. Он настойчиво приглашает её на свидания и всё больше втягивается в попытки воссоздать Мадлен. Полиция и сам он подозревают, что дух женщины может жить в Джуди. Он закатывает Джуди в привычный образ и спрашивает её о прошлом.

Зрителю раскрывается неожиданная правда: Мадлен и Джуди — это один и тот же человек. Оказывается, что Гэвин Элстер разработал хитроумный план, используя Джуди, чтобы инсценировать смерть своей жены и избежать ответственности за её убийство. Элстер знал о фобии Скотти и надеялся, что тот не сможет подняться на башню. План сработал, и Скотти невольно стал свидетелем «смерти» подставной Мадлен.

Джуди, сначала сопротивляясь, позже поддаётся на сомнения и желание Скотти узнать правду. Но чем больше он стремится к идеализации образа Мадлен, тем больше раскрывается истинное лицо Джуди. На трагической ноте фильм приближается к своему финалу. Скотти и Джуди снова возвращаются на место первой «смерти», где статус-кво всего их взаимодействия поднимает на поверхность эмоциональные и психологические проблемы.

Кульминация и финал

В финальной сцене происходит драматическое завершение сюжета. Скотти, теперь по-настоящему осознавший все ходы, убеждает Джуди подняться с ним на колокольню. Он преодолевает свой страх высоты, чтобы добраться до вершины. Наконец, он стоит лицом к лицу с Джуди и её отягчающей виной. В момент кульминации, внезапное появление монахини пугает Джуди, и она по иронии судьбы падает с башни и разбивается насмерть, точно повторяя «смерть» Мадлен.

Фильм заканчивается на эмоционально напряженной ноте, оставляя Джона на краю бездны со своим осознанием и преодолением внутренних страхов. Он остаётся смотреть вниз на тело Джуди, осознав трагический итог своего вовлечения в эти события.

Головокружение 1958 г. США

Символизм и темы фильма

«Головокружение» использует символизм, который придаёт фильму многозначность и тягучую атмосферу. Одной из главных тем является психологическая природа человеческой одержимости. Страх высоты и его влияние на Скотти наглядно демонстрируют, как фобии могут управлять действиями людей и ограничивать их возможности.

Тема двойничества также освещена в фильме через взаимоотношения Мадлен и Джуди. Мотив, когда один человек воплощает два разных образа, подчёркивает идею обмана и скрытых истин, что часто проявляется в жизни. Это играет с идеей ненастоящих идентичностей и неполного знания правды.

Кроме того, «Головокружение» исследует идеи вины и искупления. Скотти постоянно сталкивается с чувством вины за то, что не смог спасти Мадлен, что сравнивается с его попытками восстановить её через Джуди. Этот процесс отражает глубокое психологическое исследование переживания утрат и нахождения путей к внутреннему миру.

Шедевр вне времени.

Фильм «Головокружение» оказал огромное влияние на кинематограф и культуру в целом. Он вызывает продолжительное восхищение и анализ среди критиков и зрителей. Многие современные фильмы и режиссеры говорят о его влиянии, включая таких мастеров, как Мартин Скорсезе и Брайан Де Пальма.

Сегодня «Головокружение» занимает почётное место в истории кино, являясь обязательным для просмотра для всех, кто интересуется психологическими триллерами и искусством кинематографии. Стиль съемки, сюжетные повороты и глубокий психологизм делают этот фильм вечным классическим произведением.

«Головокружение»: шедевр Хичкока.

«Головокружение» Альфреда Хичкока остаётся незабываемым примером мастерства в жанре психологического триллера. Фильм не только удерживает зрителей в напряжении от начала до конца, но и приглашает к размышлению над сложными темами человеческой психологии, обмана и искупления. Даже спустя десятилетия после её выхода, картина продолжает волновать умы и сердца зрителей, подтверждая своё место в пантеоне величайших произведений мирового кино.

Может быть, Вам понравится кинолента «Газовый свет» 1944 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: